Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Центральный административный округ

Социально - психолого - педагогическое сопровождение

План работы психолога на 2017-2018 учебный год

План мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению к государственной итоговой аттестации 2017-2018 уч.году

Состав службы социально-психолого-педагогической помощи:

Должность

ФИО

Ответственная за социальную работу с обучающимися

Башлыкова Елена Николаевна

Ответственный за безопасность образовательной среды школы

Бородин Кирилл Юрьевич

Педагог – психолог

Смирнова Светлана Васильевна

Учитель - логопед

Анциферова Вера Николаевна

Основной целью деятельности службы является сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации педагогического процесса.

Одна из задач социально - психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и не успешности.

Социальный педагог. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.

Основные направления деятельности социально-психологической службы:

1. Диагностика

- личностных особенностей

- познавательной сферы и способностей

- межличностных отношений в классе и семье

- интересов и склонностей

- ценностей, мотивации

2. Профилактика

Мероприятие ФСНК

- негативных проявлений в молодежной среде

- пропаганда и формирование здорового образа жизни

Стенд по профилактике

Конкурс социальных плакатов:

Профилактическая работа « За здоровый образ жизни»

3. Развивающие занятия и тренинги

- развитие мышления, памяти, внимания

- развитие творческих способностей

- развитие коммуникативных и организаторских способностей и т.д.

4. Адаптация и сплочение классов

- сопровождение процесса адаптации

- занятия по адаптации в 1-х, 5-х, 10-х классов

- тренинги на знакомство и сплочение

- формирование коллектива класса и т.д.

5. Профориентация

- курс «Психология и дальнейший выбор профессии» в 9-х классе

- посещение колледжей, ВУЗов, МУК-15

- изучение профессиональных предпочтений и склонностей и т.д.

Экскурсии по профориентации «Вернисаж профессий»

6. Консультации

-проведение психологических и социальных консультаций с учащимися, родителями и педагогами

- проведение тематических родительских собраний

- оказание помощи в трудной жизненной ситуации

- решение конфликтных ситуаций и т.д.

Работа логопеда в школе.

Цели:

Познакомить родителей с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.

Что делает логопед в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?».

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. развитие связной речи,

2. коррекция произношения,

3. накопление и совершенствование словаря,

4. развитие физического и речевого слуха,

5. развитие грамматической стороны речи,

6. развитие артикуляционной моторики,

7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

- профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

Обследование учащихся

1. Подготовка материалов обследования.

2. Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

3. Проведение фронтального обследования среди учащихся.

4. Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5. Заполнение речевых карт, оформление документации.

6. Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Содержание логопедической работы

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

2.Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.

3.Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.

6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.

8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

10.Работа над связной устной и письменной речью.

11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.


Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.

3.Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.

4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.

5.Формирование действий изменения слов.

6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

11.Работа над формированием связной речи.

12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.