История учреждения

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 123 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла средствами театрального искусства расположена в центре столицы, в районе «Пресня». Школа располагается в историческом центре Москвы, в Хлыновском тупике, по соседству с Московской консерваторией и театром В.Маяковского, зданиями посольств офисного назначения.

Театральную направленность обучение в нашей школе начало обретать в 1981г.

Именно тогда завязалась дружба с молодежным театром-студией на Красной Пресне. Театр располагался в соседнем Вознесенском переулке и испытывал большие трудности с помещениями. Множество детских театральных студий при театре все время росли и театр «трещал по швам».

Потребность в сотрудничестве школы и театра оказалась взаимной и в 1981г. в школе открылся первый театральный 5-ый класс - полностью на основе одной из студии театра. Ребята приезжали на занятия из разных уголков Москвы. Совместить в одном месте учебу, приготовление домашних заданий и театральные занятия стало одной из перспективных идей сотрудничества школы и театра.

Художественным руководителем класса стал ведущий актер театра, историк по первому образованию, Федор Григорьевич Куйбида. Внедрение в обычную школу группы по-театральному ненормальных ребят серьезно изменило школьную атмосферу. Для театральных занятий им был выделен специальный класс, который назывался «Пещерой».

Ф.Куйбида привлек к работе своего товарища по истфаку Штерина Марата Семеновича. Педагогом по акробатике был Аршанский Владимир Борисович, по хореографии – Екатерина Морозова, по труду – Чернышов Николай Николаевич. Все это были молодые ребята, фанатично преданные театру.

В следующем 1982году был открыт второй театральный 5-ый класс.

Вместе с художественным руководителем класса Махровым Игорем Александровичем в школу пришла новая группа школьных театральных педагогов: Слюсарева Е.А., Заславский К.Г., Салейкова Е.А., Аксенова Е.А.

В последствии школа пополнялась каждый год тридцатью новыми юными актерами со своими наставниками: Викторовой Л.И., Поздняковой Н.В., Смирновым К.В., Семенихиным И.А., Косюк Л.М., Любимовым А.Г., Малеевым А.Н.

В 1990 году школа получила новый статус: «школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла средствами театрального искусства». К этому времени почти все классы стали театральными, а система дополнительного образования получила дальнейшее развитие. 

В 1997  году школа № 123 получила статус образовательного учреждения, обеспечивающего углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла средствами театрального искусства. На протяжении последних 20 лет школа занимается развитием творческих способностей детей средствами театрального искусства, в том числе и через систему занятий дополнительного образования, в которую включены учащиеся 1 – 11 классов.

 

Общеобразовательная составляющая            

 ГБОУ Школа № 123 – это многофункциональное учреждение, реализующее образовательные и воспитательные задачи в объединенной структуре, включающей в себя:

  • начальное обучение,
  • основное общее,
  • среднее (полное) общее  
  • дополнительное образование.

 

Школа ориентируется и опирается на три рода ценностей:

  • ценности индивидуального развития,
  • уважение к культурному наследию,
  • ценности социальной интеграции.

 

Для достижения своих целей школа выбрала стратегическую идею – развитие творческих способностей учащихся путем реализации личностно-ориентированного образования и воспитания. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Решая образовательные задачи, школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы – в художественно-эстетической, спортивной, в системе КТД, предоставляя широкие возможности для развития школьников.

Базисный учебный план школы разработан на основе Московского базисного учебного плана с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей.  Классы сформированы по вариативным программам в рамках базового образования и  реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности  учащихся, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования. В рамках реализации программы профильного обучения на 3-й ступени образования разработаны и реализуются программы спецкурсов, ориентирующих на знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к ГИА и ЕГЭ.

В процессе реализации профильного обучения школа формирует его начальную составляющую – предпрофильную подготовку, которая состоит из двух направлений:

  • Психолого-педагогическое сопровождение;
  • Апробация спецкурсов во второй половине дня.

Структура учебного плана включает в себя:

  • Базовый компонент, обязательный для всех учащихся;
  • Спецкурсы, сформированные с целью расширения базовых знаний для реализации профильных потребностей;
  • Элективные курсы, сформированные с целью получения дополнительной подготовки для сдачи ГИА и ЕГЭ.

Для реализации принципа здоровьесбережения учащихся спецкурсы и элективные курсы, формирующие профиль, вынесены на вторую половину дня.

Обучение осуществляется по государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Программы и тематическое планирование спецкурсов завизированы предметными методистами ОМЦ ЦОУО.

 

Дополнительное образование занимает в школе особое место. Эта форма работы расширяет и дополняет базовый и школьный компоненты Учебного плана. Она помогает создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих способностей учащихся.

Занятия хореографией, вокальным пением и актерским мастерством являются основными и обязательными для изучения предметами.

В школе учащийся может выбрать и более высокий уровень погружения в театральные предметы – это работа в школьном театре «Раз, два, три», мастерской "Образное мышление", театре танца, фольклорном танцевальном ансамбле.

В настоящее время система дополнительного образования с театральным профилем в нашей школе обрела форму многоуровневой структуры.

Театральные предметы включаются в сетку расписания общеобразовательных предметов с 1 по 11 класс и становятся такими же обязательными, как русский язык и математика. Закрепление и углубление навыков и знаний, полученных в 1-ой половине дня, происходит на занятиях системы дополнительного образования во 2-ой половине дня. А для самых заинтересованных есть возможность реализоваться в разновозрастных общешкольных коллективах и объединениях.

Многолетняя разноплановая творческая работа наших педагогов дает впечатляющие плоды. Творческие коллективы школы отмечены многочисленными дипломами и наградами на конкурсах и фестивалях различного уровня.

Счет поступивших в театральные ВУЗы идет уже на сотни. Многие наши выпускники связали свою судьбу с театром и кино. На сцене многих известных московских театров работают воспитанники школы № 123: Ленком и МХАТ им. А.Чехова, Сатирикон и театр на Таганке, театр «Школа современной пьесы» и музыкальный театр под рук. Б. Покровского, РАМТ и театр им. К.С.Станиславского. 

Школа по праву гордится такими именами, как заслуженная артистка России Наталья Щукина, артисты театра и кино: Дмитрий Марьянов, Екатерина Семенова, Дмитрий Орлов, Яков Ломкин, известный тенор Родион Погосов, стажировавшийся в Метрополитен - опера, артист цирка Денис Клопов, писатель и драматург Родион Белецкий, кинорежиссеры Александр и Владимир Котты, журналист государственного первого канала телевизионного вещания, лауреат многих телевизионных и журналистских премий – Наталья Метлина и многие другие.

 

В старшей школе функционируют социально-гуманитарный и театральный классы.

 

В ГБОУ Школе № 123 работает и  развивается музей «Истории школы».  Он является эффективным средством духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Это их место встречи с ветеранами войны и труда, Вооруженных сил. Здесь организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы. Оптимальная форма работы в музее – проектная.

 

В 2010-2011 году реализованы следующие проекты:

  • «Выпускники – выпускникам» (встреча известных выпускников школы с выпускниками нынешнего года);
  • «История русского модерна на примере архитектуры старого Арбата (пропаганда знаний о Москве); Киноклуб.

В школе проводится целенаправленная работа по развитию ключевых способностей и компетентностей учащихся:  информационно-коммуникационной, исследовательской. Ученики школы показывают высокие результаты участия в окружных, городских, всероссийских конкурсах, олимпиадах.

В жизни школы немалую роль играют традиции и уклад школьной жизни:

  • открытость образовательного процесса
  • уважение к личности ученика и педагога
  • создание условий для развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных возможностей
  • организация непрерывного образования учащихся ориентация  на  использование  передовых  педагогических  технологий  в сочетании с эффективными традиционными методами обучения, активное включение выпускников школы в образовательный процесс.

Высокие образовательные результаты, а также высокий процент поступления в престижные ВУЗы учащихся нашей школы достигнуты благодаря педагогической компетентности преподавательского состава. В школе отсутствует текучесть кадров, многие всю жизнь проработали только в этой школе, щедро делясь своим мастерством с другими учителями округа, транслируя свой опыт работы на город.

Миссия школы: Школа понимания, высоких стартовых возможностей для жизни в современном обществе, школа с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла средствами театрального искусства. Миссией школы является создание для учащихся школы оптимальных условий по овладению ключевыми компетентностями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурной и высокотехнологичной среде.

Одна из основных задач развития школы на современном этапе - открытость образовательного пространства. Она реализуется в развитии самоуправления школы: советы классов, Совет школы, Управляющий совет.

В основу контингента обучающихся входят дети, проживающие в микрорайоне, в ЦАО и других округах.